Platforma («Платформа больших данных», совместное предприятие ВТБ и «Ростелекома») в развитие финансовых сервисов инвестирует более 250 млн рублей в проект пространственных данных.
К 2025 году он охватит 95% всех населенных пунктов России сверху, и 80% всех жилых и коммерческих помещений изнутри. После создания цифровых двойников всех городов, сел и деревень, в более долгосрочной перспективе Platforma планирует оцифровывать дороги, сельскохозяйственные земли, леса и создаст полную высококачественную 3D карту Российской Федерации.
Проект предусматривает фотографирование территорий с помощью высокопроизводительных беспилотников, а также сканирование помещений внутри с помощью смартфонов и лидаров. В результате уже в следующем году клиенты Platforma будут иметь доступ к картам высокого разрешения и детализированным данным по всем изображениям на карте (размер и объём строений, характеристики строительного материала, состояние и характеристики объектов). Точность изображения составит 1-3 см на пиксель для территорий и более 50 пикселей на 1см в помещениях. Пользователи сервиса также будут иметь доступ к обогащённым данным: автомобильному трафику, наличию и качеству инфраструктуры. Так как полеты будут проводится очень часто, будет доступна история изменения территорий и помещений.
В ходе первого этапа проекта, в 2022 году, будет проведено геосканирование населенных пунктов Московской области, Ленинградской области, Большого Сочи, а также пригородов ряда городов-миллионников. Вложения в первый этап могут составить до 50 млн рублей, основной объём инвестиций пойдёт на закупку беспилотников, создание кластера для обработки и хранения. Так как все собираемые данные проверяются ФСБ, часть карт будет засекречена (качество будет как у обычных космических снимков, 30-50 см на пиксель)
Среди потенциальных потребителей сервиса: рынок недвижимости, страховые компании, а также государственные службы. Собранные пространственные данные позволят проводить первичный осмотр и верификацию недвижимости перед оценкой, мониторить состояние дорог, оценивать ландшафт для размещения объектов наружной рекламы.
Например, страховым компаниям сервис в первую очередь позволит получать более качественные данные, а также снижать вероятность получения недостоверной информации. Проект также поможет им оперативнее и точнее оценивать ущерб, нанесённый стихийными бедствиями и техногенными катастрофами: имея на руках высококачественные снимки квартиры или дома до наступления страхового случая, компании смогут рассчитывать сумму возмещения практически в автоматическом режиме, используя различные нейросети.
«Этот проект действительно очень поможет страховщикам при оценке объектов страхования. Сейчас, с внедрением цифровых технологий и трендом на отказ от услуг страховых агентов, всё чаще встречаются ситуации, когда по цене настоящих строений страхуются недорогие декорации. Недобросовестный страхователь делает снимки этого квазидома с нужных ракурсов, получает страховой полис с внушительной страховой суммой, а после объект «случайно» сгорает и страховая компания платит за него как за настоящий.
Второй возможный бонус для страховщиков – интеграция этого проекта в закон о страховании жилых строений от стихийных бедствий, который много лет топчется на месте. Когда и если у страховщиков появится такой доступный инструмент дистанционной экспертизы строений до и после страхования, они начнут активнее предлагать свои услуги региональным властям и дело, наконец, сдвинется с мёртвой точки,» — комментирует Андрей Веселков, главный редактор портала «Страхование сегодня».
На рынке недвижимости проект даёт дополнительные возможности как бизнесу, так и конечному пользователю. Сервисы по поиску недвижимости смогут использовать результаты геосканирования для улучшения customer experience, а также для предоставления дополнительного функционала профессиональным пользователям.
«На рынке недвижимости доступ к цифровым картам может быть серьёзным преимуществом как для бизнеса, так и для пользователей, экспонирующих свои объекты. Я уверена, что проект Platforma по пространственным данным будет востребован игроками рынка. Используя данные сервиса, они смогут предлагать более проработанные продукты, соответствующие требованиям каждого конкретного клиента,» — говорит Ольга Петрова, основатель и главный редактор интернет-издания «НовостройСити».
Операторы наружной рекламы смогут использовать сервис PLatforma для помощи в подборе оптимальных локаций для размещения рекламных конструкций с учетом ландшафта, состояния дороги.
Кроме того, для игровой индустрии сервис цифровой картографии Platforma означает возможность приблизить гемплей RTS (real-time strategy) и RPG (role-playing game) игр к максимальной реалистичности.
«У данной платформы как минимум три основных пути развития в направлении геймификации: картографический сервис высокой детализации, дополненная реальность (AR) и виртуальная реальность (VR), — говорит Денис Поздняков, директор по продуктам компании IThub Games. — Цифровые карты с онлайн-доступом позволили бы не только вплотную приблизиться к поверхности земли, но и фактически зайти в любое помещение в любой точке РФ. Разработчики игр тем самым получают возможность «переселить» игровые механики в фото- и геореалистичное окружение. В свою очередь, использование функционала дополненной реальности позволит снабдить геометрию реальных помещений контекстной информацией при просмотре через мобильные приложения, как это реализовано в уже существующих приложениях-экскурсоводах во многих музеях мира или AR-играх, таких как Pokemon Go и Ведьмак: Охотник на чудовищ. С использованием новой платформы степень погружения у видеоигр возрастёт многократно. Что касается VR, то в разрезе последних объявлений, связанных с Metaverse (Meta, бывший Facebook), просматриваются просто-таки вселенские перспективы. В целом, если платформа предоставит разработчикам эффективные и гибкие API, мы сможем найти ей огромное количество способов применения».
Крупным заказчиком данных может выступить Фонд пространственных данных, созданный при Росреестре. Правительство поставило цель создать цифровой двойник России к 2030 году. Platforma будет участвовать в этой работе, помогать оборудованием и технологиями.
«Создание высококачественной 3D-карты страны и развитие проекта по оценке имущества – очень амбициозная для нас задача. Мы видим большой потенциал в этом проекте для самых разных областей. Например, создание цифровых двойников населенных пунктов позволяет в перспективе повысить уровень автоматизации при оценке недвижимости банками или страховыми компаниями. А расширение пула партнёров Platforma является частью стратегии компании и наши инвестиции в этот проект позволят привлечь в открытую экосистему новых игроков: от маркетплейсов до игровых студий. Очень важно, что в развитии этого проекта мы не фокусируем наше внимание на уже занятых нишах, но также активно прорабатываем новые направления и сферы, в которых могут использоваться технологические наработки компании”, – комментирует Вадим Кулик, заместитель президента-председателя правления ВТБ.
«Проект по оцифровке пространственных данных станет одним из флагманов Platforma, который поможет участникам рынка решать принципиально новые задачи и оптимизировать затраты на текущие. Все это позволит перевести на новый уровень взаимодействие компаниями между собой, между компаниями и государством, а, самое главное, дать им возможность предоставить более качественный сервис своим клиентам и пользователям – физическим и юридическим лицам», — отметил Алексей Шамайко, Директор программ по развитию бизнеса ПАО «Ростелеком».